Банк проектов
Москвы
Денис Соколов. Как эпидемия коронавируса изменит бизнес и общество
4 года назад, 03.03.2020Уже обвалились объемы авиаперевозок, ивент-бизнес получил целый ряд сокрушительных ударов — вплоть до отмены крупнейшей инвестиционной выставки недвижимости MIPIM в этом году. Компании запрещают своим сотрудникам зарубежные командировки, инвестиционный процесс в Китае, Гонконге и Корее практически заморожен. И даже если распространение вируса удастся взять под контроль в странах первого мира, быстрого восстановления экономики ждать не придется.
В ближайшие месяцы есть вероятность увеличения тревожных признаков рецессии. Однако не стоит сосредотачиваться только на сиюминутном негативе. Инфекция может стать катализатором многих, давно назревших изменений в экономике и обществе.
Удаленная работа
Компании говорили о возможности перехода на удаленку последние десять лет. При всех очевидных преимуществах системный переход на такой формат сопряжен с рисками снижения эффективности и потери конкурентоспособности. Карантинные меры заставили многие компании перейти на удаленную работу. Возможно, их опыт будет переосмыслен и введен в повседневную практику.
Массовые мероприятия и форумы
Эти ярмарки тщеславия достались нам в наследство от «жирных нулевых». Несмотря на то что сегодня эффективность таких мероприятий неочевидна, отказаться от них компании не могли, дабы не вызывать сомнений в своей финансовой состоятельности. Вполне возможно, что далеко не все крупные деловые мероприятия после форсмажорной отмены возобновятся вообще, а оставшиеся ждет переформатирование.
Телеконференции
В последние годы все бизнесы борются за сокращение расходов на командировки. Желание снизить затраты в этом аспекте пересекается с экологической ответственностью, так как авиаперелеты дают в целом 2,5% всех углеродных выбросов. Вынужденное ограничение будет способствовать более активной замене личных контактов на телеконференции.
Смена парадигмы потребления
Мир одноразовых товаров возник во многом благодаря дешевой и низкокачественной китайской продукции. Экономическая политика Китая, направленная на расширение производства технологичных и качественных товаров, дала свои плоды. Сегодня «сделано в Китае» — это не приговор качеству. Однако потребительские привычки к избыточному потреблению одноразовых товаров остались. Экоактивисты давно бьют тревогу и призывают к отказу от такой парадигмы. Возможно, нарушение цепочек поставок приведет к тому, что потребители все чаще будут делать выбор в пользу долгосрочного потребления.
Декитаизация
Дешевые товары и избыточные финансовые ресурсы во многом привели к зависимости мировой экономики от Китая, и некоторые эксперты и политики уже выражают обеспокоенность сложившейся ситуацией. Поэтому, скорее всего, отрасли и рынки в Европе начнут формировать альтернативные цепочки поставок для управления рисками. Это экономический процесс, но он будет идти в соответствии с политическим трендом.
Атомизация
Современные городские пространства создавались с расчетом на массовые скопления людей и желанием сделать так, чтобы толпе было комфортно. Теперь люди станут избегать массовых скоплений, к тому же поздние миллениалы и зумеры гораздо более склонны к сохранению физической приватности. Градостроителям предстоит переосмысливать городскую среду, превращая ее из метафорического «поля» в «лес».
Взаимоотношения между развитым и развивающимся миром
За прошедшие 20 лет различие между развитыми странами и странами третьего мира сгладилось. Последние, разбогатев, могли покупать технологии, товары, знания и услуги у первых. Борьба с эпидемией — это цивилизационные вызов. И уже сегодня видна разница в подходах к борьбе в этих двух мирах. В результате преимущества первого мира снова станут всем очевидны.
Усиление «цифры»
Почти все факторы играют на руку поставщикам телекоммуникационных каналов, оборудования и цифрового контента. В Китае уже отмечен всплеск продаж мобильных игр, так как люди сидят дома и им надо чем-то себя занять. Наша зависимость от цифровых корпораций будет только усиливаться.
Шеринговая экономика
Возможно, эпидемия пошатнет позиции концепции коливинга и шеринговой экономики в принципе. Человек захочет большего контроля над своей жизнью, который дает частная собственность.
ИСТОЧНИК: РБК