Банк проектов
Москвы
Торговые центры перестали строиться
4 года назад, 14.04.2020Объем нового строительства торгцентров в 2020 году будет на 30% меньше, чем прогнозировалось ранее, подсчитали аналитики Cushman & Wakefield. Ожидается, что по итогам года девелоперы построят в Москве 200 тыс. кв. м новых площадей (прежний прогноз 280 тыс. кв. м). По состоянию на начало апреля объем строительства составил 70 тыс. кв. м. Доля свободных площадей сейчас остается на уровне 7,6%, но предполагается, что уровень вакансии к концу году вырастет до 10–15%, что на 2–7 процентных пунктов больше, чем ожидалось ранее.
В 2019 году в Москве и Подмосковье было введено 242 тыс. кв. м новых торговых центров, а в 2018 году — 155 тыс. кв. м. В Cushman & Wakefield отмечают, что, несмотря на серьезные потрясения в сегменте торговой недвижимости, связанные с распространением коронавируса и негативной экономической ситуацией, к концу года можно ожидать стабилизации рынка. Сейчас же торговые центры практически перестали получать арендные доходы из-за закрытия почти всеми ритейлерами своих точек, кроме магазинов по продаже продуктов и товаров первой необходимости.
На восстановление спроса надеются и инвесторы. Директор департамента рынков недвижимости Accent Capital Дмитрий Хлебников уверен, что после окончания режима самоизоляции люди вернуться в торговые центры, поскольку те «уже давно стали для них привычным местом досуга, а многим даже заменили туризм». Поэтому интерес инвесторов к торговой недвижимости скоро восстановится, рассчитывает господин Хлебников.
После открытия торговых центров электронная торговля продолжит развиваться, но этого будет недостаточно для увеличения доли онлайн-продаж в годовом обороте ритейлеров, прогнозируют аналитики. Поэтому, продолжают они, рост доли онлайн-торговли по итогам 2020 года не будет взрывным, несмотря на то, что во время режима самоизоляции россиян многие ритейлеры пытаются заместить доходы с помощью продаж через интернет. Рост онлайн-торговли, который наблюдался в первые дни перехода на режим самоизоляции, уже пошел на спад, отмечают аналитики Cushman & Wakefield: они объясняют постепенное снижение количества заказов тем, что покупатели стали делать крупные закупки на одну-две недели вперед.
ИСТОЧНИК:Коммерсантъ