ВХОД В ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

E-mail  
Пароль Восстановить пароль
   
 

РЕГИСТРАЦИЯ

E-mail  
Пароль  
Имя  
Компания  
Контактный телефон  
 
 
Учётная запись успешна создана и на почту отправлено письмо со ссылкой для активации. Ссылка активна в течение 24 часов, после чего неактивированная учётная запись удаляется

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАРОЛЯ

E-mail  
   

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАРОЛЯ

Новый пароль  
   

ENG | РУС
Инвестиции Девелопмент Строительство +7 (495) 120 04 68
  Единый
Банк проектов
Москвы

Юлиана Княжевская: промзоны превратятся в благоустроенные кварталы с жильем и рабочими местами

5 лет назад, 10.08.2018Источник: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Ржавый пояс Москвы – так называют заброшенные промзоны столицы. Но в последние годы ситуация стала меняться. На месте депрессивных территорий появляются инновационные производства с новыми рабочими местами, строится современное жилье с инфраструктурой. Импульс развитию бывших промышленных площадок дал и запуск Московского центрального кольца (МЦК). О преобразованиях промзон порталу Стройкомплекса рассказала председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.

– Как возникли промзоны, и почему их называют ржавым поясом Москвы?

– Москва всегда была промышленным городом. Перед революцией она занимала второе место в Российский империи по количеству предприятий. В пределах границ города – там, где сейчас проходят Третье транспортное кольцо и Московское центральное кольцо – находилось более тысячи производств, доминировали текстильная и пищевая отрасли.

То есть промзоны были сформированы для комплексного развития промышленных, научных и коммунальных предприятий города. Эти предприятия-гиганты составляли основу промышленного пояса советской Москвы. А «ржавым» его называют потому, что большинство из них, прекратив производство, превратились в хаотичные склады, свалки и заброшенные территории.

– Почему город активно занимается развитием промзон?

– Дело в том, что промышленные зоны используются неэффективно, плотность застройки низкая. В то же время они являются потенциалом и ценнейшим резервом градостроительного развития столицы. Поэтому власти намерены преобразовывать промышленные зоны там, где возможно.

Мэр Москвы Сергей Собянин поручил привести запущенные территории в порядок, возродив здесь производственный потенциал с созданием высокотехнологичных рабочих мест. На неиспользуемых бывших промплощадках также строятся жилые кварталы со всей необходимой социальной и транспортной инфраструктурой.

– Назовите основные плюсы реорганизации промзон для города и его жителей.

– В современных социально-экономических условиях производственные зоны приобретают особый интерес для города. Перед властями Москвы стоит задача по реорганизации ряда промзон, улучшению их связанности с окружающей городской застройкой и природными территориями.

Такие площадки будут преобразовываться в благоустроенные общественные центры, гармонично связанные с окружающей застройкой и природной средой, с сохранением или созданием рабочих мест, с современной жилой застройкой, обеспеченной инфраструктурой.

– Как определяется, какие промзоны будут реконструированы, и какие из них реорганизуют в первую очередь?

– Сначала проводится обследование территорий, чтобы выяснить, насколько целесообразно развивать промышленный потенциал территории, возможно ли изменить ее функциональное назначение.

Затем оценивается градостроительный потенциал развития этой площадки, анализируется экология, транспортное и инженерное обеспечение, рассматривается возможность комплексной застройки, развития социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры.

– Как определяется тип новой застройки при реорганизации промзон?

– Задача правительства Москвы состоит в том, чтобы внимательно рассмотреть деятельность промышленных предприятий и при необходимости содействовать развитию инновационного производства.

Некоторые промзоны тяготеют к смене функций с промышленной на административно-общественную с элементами жилой застройки. В основе обновления таких городских территорий лежит формирование комплексной городской застройки с жильем, социальными объектами и новыми рабочими местами.

Однако промышленная функция некоторых площадок, например, «Бирюлёво», «Чертаново», «Калошино», «Коровино», «Вагоноремонт» и других, наоборот, будет интенсифицирована. Здесь планируется разместить новые мощности предприятий, сориентировав их на инновационное экологически чистое производство или создание технопарков и объектов науки.

– Сколько всего промзон насчитывается в столице?

– В «старой» Москве находится 208 промышленных и производственных зон площадью около 18,8 тыс. га. То есть они занимают более 17% территории города в старых его границах. И лишь чуть больше половины этих земель – 52% – занято действующими объектами промышленности и науки.

 

– Какое количество проектов планировки территории промзон уже утверждено, сколько в работе?

– В работе Москомархитектуры на сегодняшний день находится 25 проектов, предусматривающих реорганизацию промышленных и производственных зон.

Публичные слушания прошли по 11 проектам планировки территории, по 5 - процедура планируется в ближайшее время.

Еще 9 ППТ находятся в разработке.

– Как разрабатываются такие проекты планировки?

– При разработке проектов планировки промзон учитываются многие факторы, влияющие на современное развитие города.

Всегда принимаются во внимание существующие производственные объекты и их влияние на сохраняемую и планируемую застройку. Реорганизация промзоны подразумевает не только строительство жилья, но и сохранение производственных объектов, их реконструкцию или модернизацию.

То есть в каждом случае решение о том, сохранить или реорганизовать объекты, принимается в зависимости от сложившейся ситуации в конкретной промзоне с учетом проблем на прилегающих территориях.

– Чем привлекает инвесторов строительство на территории бывших промзон?

– Реорганизация промзон выгодна и инвестору, и городу. Для инвесторов это возможность реализовать масштабные проекты, которые было невозможно осуществить в условиях сложившейся застройки.

В Москве уже выработаны нормы проектирования, и застройщик, начиная проект, понимает совместные точки роста для города и бизнеса. Это облегчает и реализацию проекта в целом, и работу с так называемыми социальными обременениями. Застройщик может просчитать параметры проекта еще до того, как зайдет на площадку.

Но и город выигрывает от подобных проектов – реорганизуются заброшенные территории, формируется новая современная городская среда с необходимой инфраструктурой, в том числе объектами транспорта, спорта и образования.

– Насколько сложно реализовать такие проекты? Что мешает осваивать промзоны?

– Перепрофилирование промышленных территорий сложнее, чем застройка уже сложившегося района с социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой.

Реорганизация промзоны – это сложный процесс, требующий больших финансовых вложений и сбалансированного проектного решения. Необходимо предусмотреть в проекте детские сады, школы, больницы, транспорт и зоны торговли; соблюсти баланс между жилыми и нежилыми объектами, в первую очередь, с точки зрения создания рабочих мест.

Нужно состыковать интересы инвестора и планы города в отношении этой территории – найти оптимальное соотношение социальной инфраструктуры, транспорта, жилья.

Потребности в развитии улично-дорожной сети и создании социальной инфраструктуры существенно возросли за последние годы. Поэтому необходимо реконструировать и создавать инфраструктуру не только для территории реорганизуемой промзоны, но и учитывать прилегающие к ней спальные районы и другие территории.

– Назовите самые масштабные проекты реорганизации промзон.

– Самыми перспективными с градостроительной точки зрения территориями, которые сейчас находятся в активной стадии освоения, стали бывший завод имени Лихачева и Московский металлургический завод «Серп и Молот».

Промзона «ЗИЛ» занимает большую часть территории Даниловского района. Проект является самым масштабным. На месте заброшенной промзоны получится «город в городе». Реорганизация даст столице свыше 60 тысяч рабочих мест и квартиры более чем для 70 тысяч москвичей.

На ЗИЛе построят более 30 км дорог, причем большая часть из них уже готова. Здесь возведут три школы более чем на 3,3 тыс. учеников и 12 детских садов на 1,5 тыс. воспитанников. Именно на ЗИЛе откроется самая большая школа в России на 2,5 тыс. мест с технопарком.

Здесь будет интересно проводить время не только местным жителям, но и другим горожанам и туристам. Например, на месте бывшей промзоны появятся парки, филиал Эрмитажа, пешеходный бульвар, благоустроенная набережная, театры, концертные залы, картинные галереи.

Некоторые объекты уже построены. «ВТБ Ледовый дворец» принимал Чемпионат мира по хоккею 2016 года, который проходил в Москве.

В Центре синхронного плавания будут проходить подготовку будущие олимпийские чемпионы.

На территории Жилого комплекса «ЗИЛАРТ» появился уникальный ландшафтный парк «Тюфелева роща».

В промзоне «Серп и Молот» строится современный городской район, рассчитанный на 19 тыс. жителей и на 26,5 тыс. работающих.

Помимо жилья, здесь появятся школы, детские сады, поликлиника, паркинги, офисы и другие коммерческие объекты.

На территории бывшей промзоны возведут медиацентр, Дом культуры и музыки, который откроется в реконструированном производственном здании. Это будет современный концертный зал на 3,5 тыс. человек с музыкальными студиями, вокальными классами и другой образовательной музыкальной инфраструктурой.

За последние пять лет правительство Москвы приняло решение по реорганизации промышленных и производственных территорий площадью около 3,5 тыс. га. Среди них: «Алтуфьевское шоссе», «Силикатные улицы», «Магистральные улицы», «Звенигородское шоссе», «Огородный проезд», «Северянин», «Грайвороново», «Южный порт», территория бывшего Тушинского аэродрома и др.