Банк проектов
Москвы
Андрей Бочкарев: в Стройкомплексе Москвы перемены курса не будет
4 года назад, 28.01.2020– Андрей Юрьевич, как вы видите свои задачи во главе Стройкомплекса Москвы? Стоит ли нам ожидать реорганизации структуры Стройкомплекса?
- За прошедшие годы был сделан огромный шаг в развитии города. Мы продолжим комплексное и динамичное развитие столицы по линии градостроительной политики, реализации Адресной инвестиционной программы.
Полностью выстроен механизм работы, и менять его ни к чему.
Перед Стройкомплексом стоит задача – увеличить темпы реализации важнейших городских программ: развитие транспортной инфраструктуры – метро, дорожное строительство, железные дороги и транспортно-пересадочные узлы, комплексное развитие территорий – это реновация жилфонда и редевелопмент промышленных территорий, а также строительство важнейших объектов социального назначения.
– Вам теперь предстоит заниматься, в том числе, и инвесторскими стройками. На что вы в первую очередь обратите внимание?
- Вся работа в этом направлении мне известна. Мы сохраним всю команду, которая работала под руководством Марата Шакирзяновича (Хуснуллина, бывшего заммэра Москвы, ставшего вице-премьером в правительстве Михаила Мишустина – ред.). В ближайшее время я планирую встретиться с главой Клуба инвесторов Москвы Андреем Грудиным, мы обсудим накопившиеся у бизнеса вопросы. Кроме того, свои проблемы девелоперы смогут обозначить и на традиционной коллегии стройкомплекса, которая запланирована на февраль. Кстати, я надеюсь, что на нее сможет приехать и выступить уже в качестве заместителя председателя правительства и Марат Шакирзянович.
Что точно я уже сейчас могу пообещать инвесторам: весь стиль, заданный в предыдущие годы мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным и правительством Москвы, будет сохранен и усилен. Все обязательства, которые были взяты на себя городом, будут выполняться, в некоторых случаях они могут и расширяться, чтобы развитие города не снижало темпы.
– После вашего назначения на пост заммэра департамент строительства Москвы возглавил Рафик Загрутдинов. Почему именно он был выбран в качестве вашего преемника?
– Строительством всех объектов в рамках Чемпионата мира по футболу 2018 года с первого дня руководил Рафик Загрутдинов. Он отвечал за подготовку к этому важному международному мероприятию со стороны стройкомплекса, в ежедневном режиме проводил совещания по всему объему работ: и на самих "Лужниках" как на главном стадионе чемпионата, и на других объектах, обеспечивающих его проведение.
Более того, пока вся страна сидела и смотрела футбольные матчи, Рафик Равилович в качестве представителя стройкомплекса работал в группе оперативного реагирования организационного штаба чемпионата, поскольку лучше него московскую спортивную инфраструктуру, подготовленную для мундиаля, никто не знал. Кстати, именно за подготовку к чемпионату мира по футболу Загрутдинов получил звание заслуженного строителя России.
Еще одно его достижение – это реализация проекта международного медицинского кластера в "Сколково". Он полностью курировал этот проект, оперативно управлял подрядными организациями, организовывал взаимодействие с органами власти и так далее. Из знаковых объектов, сданных в 2019 году и входивших в зону ответственности Рафика Равиловича, не могу также не назвать Дворец водных видов спорта в "Лужниках".
Наконец, Загрутдинов был первым заместителем руководителя департамента по финансовым аспектам деятельности департамента строительства: он занимался формированием АИП, внесением всех изменений в неё, составлением плана работ. Это человек, полностью погруженный в работу департамента, и естественно, я буду оказывать Рафику Равиловичу полную поддержку на первых порах.
Рафик Загрутдинов – динамичный, инновационный, волевой человек с аналитическим умом, глубоко разбирающийся во всех аспектах строительного процесса. Он командный игрок, который круглосуточно работал со мной в департаменте строительства. А еще он отличный семьянин и человек с чистым сердцем.
– Давайте поговорим о стратегических приоритетах Москвы в плане строительства за счет города. С 2011 года в АИП Москвы традиционно отдается первенство транспортному строительству. Как может измениться структура программы после того, как в полной мере развернется программа реновации?
– Программа реновации – проект, который тесно увязан и с транспортным строительством, и с благоустройством территорий, и с другими программами комплексного развития города.
Поэтому транспортная инфраструктура по-прежнему останется одним из приоритетов градостроительного развития столицы. Финансирование всех городских проектов будет осуществляться в прежнем объеме в рамках АИП, а на финансирование Московского фонда реновации предусмотрена отдельная строка в бюджете Москвы.
– Кто будет контролировать программу реновации внутри стройкомплека?
– Реализация программы реновации как и раньше будет контролироваться подразделениями Стройкомплекса. Вся техническая работа по реализации программы остается за департаментом строительства, который полностью управляет всеми процессами в рамках программы: финансирование, проектирование, освобождение территорий, строительство объектов. Кроме этого, правительство Москвы в лице департамента строительства осуществляет полномочия единственного учредителя Фонда реновации. Продолжат работу в своих направлениях и Москомархитектура, и департамент градостроительной политики.
– Какой портфель проектов сейчас находится в стройке у Фонда реновации?
– Сейчас в стройке у Фонда реновации находится портфель проектов площадью квартир порядка 2 миллионов квадратных метров. Уже в этом году Фонд проведет конкурсные процедуры на строительство порядка 80 домов, которые полностью спроектированы по стандартам реновации. Всего же по программе реновации сегодня ведется строительство 152 объектов.
– А когда на программу придется наибольший объем финансирования, и она выйдет в пик?
–Я думаю, что на пик программа реновации выйдет через два года. Поскольку сносимый фонд – малоэтажный и занимает большую площадь, переселение нескольких пятиэтажек в один дом большей этажности обеспечивает доступ к уже значительно большим земельным участкам, чем мы имеем сейчас. Уже в этом году мы приступим к проектированию новых домов на освободившихся территориях, которые позволят запустить вторую волну реновации. Также будет продолжена работа по подбору новых площадок. Главными критериями являются максимальная приближенность к сносимым домам и возможность комплексного освоения территории.
– Пик это сколько "квадратов" в год?
– Более 3,5 миллиона квадратных метров в год.
– Скажите, а сколько стоит строительство квадратного метра в доме по реновации?
– Стоимость строительства зависит от множества факторов – это освобождение территории, подготовка инженерной инфраструктуры, проектирование и строительство. При этом существует средний показатель, на который мы ориентируемся на сегодняшний день, – порядка 118 тысяч рублей за квадратный метр жилой площади в монолитном доме с учетом улучшенной отделки и полного благоустройства территории.
– Вы понимаете, на каком этапе программы реновации избыточные квадратные метры начнут продаваться?
– Программа реновации – не девелоперский проект с точки зрения финансов, а проект, направленный на изменение качества жизни москвичей, облика города и развитие жилищного фонда.
Сейчас колоссальная работа направлена на то, чтобы строящиеся дома четко совпадали с квартирографией тех домов, жители которых будут в них переселяться.
Для того, чтобы ускорить начало переселения, мы часть домов из других программ адаптировали под стандарты реновации. Так что резерва квартир для реализации на рынке пока нет.
– Один из самых частых вопросов от москвичей, чьи дома попали в программу реновации, – это списки с графиком переселения. Когда они будут готовы?
– Да, это понятная проблема с точки зрения переселяемых людей. Необходимо помнить, что программа реновации – очень сложный проект, который ранее никто в мире не реализовывал. Для публикации этапов и сроков ее реализации необходимо наличие утвержденных проектов планировок кварталов, которые разрабатываются Москомархитектурой. В настоящее время все 89 проектов, которые планируется реализовать в рамках программы, разработаны. 59 из них уже прошли публичные слушания, а остальные будут обсуждаться с жителями в начале 2020 года. По итогам слушаний проекты будут дорабатываться с учетом предложений москвичей, после чего мы их утвердим. Предложения по этапам и срокам реализации программы будут готовы до конца июня.
– Насколько острой, с вашей точки зрения, будет проблема с подрядчиками? В прошлом году Хуснуллин говорил, что уже сейчас их начинает не хватать.
– Мы будем рады всем компаниям, которые захотят прийти к нам на конкурсы – не только московским, но и региональным, например, из ЦФО. Конечно, желательно, чтобы подрядчик имел опыт строительства в стесненных городских условиях. В любом случае наша работа с подрядными организациями строится в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ о закупках. Компания должна иметь ресурсы, квалификацию, персонал, технологии управления. Но при этом мы понимаем, что, по сути, нам придется развивать рынок, давая шанс новым игрокам.
Масштабные проекты позволяют подрастать существующим сегодня компаниям, это стимул для того, чтобы у компании появилась необходимость развивать свои компетенции. Спрос рождает предложение. Не все компании идеальны, безусловно. Но если не будет проектов, требующих появление дополнительных мощностей, то такие компании и не появятся.
Можно начать работать с одного-двух домов по реновации, а потом, подтвердив свои компетенции, пробовать выходить на более крупный объем работ. Мы компаниям не просто ставим задачу, а работаем с ними, чтобы поднять их уровень. Будем им помогать внедрять новые информационные методы, сами будем локомотивом, особенно в применении системы BIM-технологий в своей работе.
– В какой-то момент всё проектирование в реновации перейдет в BIM?
– Да, такую задачу ставили Сергей Собянин и Марат Хуснуллин. Использование BIM-технологий в рамках программы реновации позволит сократить время на анализ данных по проекту, даст возможность быстро ориентироваться во всех разделах проектной документации.
– Вернемся к проблемам городского развития. Власти Москвы много раз заявляли, что активное развитие метро прекратится в столице в районе 2022-2023 годов, после запуска Большой кольцевой линии. С чем это связано, ведь город не прекратит строиться и расти?
– Правильный вопрос, и на него есть очень четкий ответ. Одна из главных задач команды Сергея Семеновича (Собянина – ред.) – это решение транспортного вопроса. К 2023 году мы, действительно, намерены завершить крупные проекты вроде хордового кольца или БКЛ. Но при этом транспортное строительство продолжится на новых территориях Москвы, мы будем дальше делать так называемые связки между районами. Кроме того, наши планы по дорожному строительству будут сильно зависеть от того, как на автомобильном трафике скажется развитие метро и внеуличного рельсового транспорта.
– Что вы имеете в виду?
– Дороги, наземный общественный транспорт очень подвержены влиянию метро. Когда мы вводим в строй новые линии подземки или железнодорожные ветки, то нагрузка на дороги падает, причем транспортное предпочтение людей изменяется даже быстрее, чем мы это прогнозируем.
Когда мы запустили Московское центральное кольцо, то рассчитывали, что через пять лет выйдем на цифру в 250 тысяч пассажиров в сутки, и первоначально МЦК будут пользоваться 125 тысяч челок. А в реальной жизни уже через два года мы вышли на перевозку 450 тысяч, что позволило разгрузить Кольцевую линию метро на 12%. С вводом Большой кольцевой линии нагрузка на центральное кольцо подземки станет еще меньше.
Таким образом, мы ждем, что люди будут больше ездить на метро и по железной дороге между районами, не загружая центр и автомобильные магистрали. Так что следующие решения по развитию транспортной инфраструктуры Москвы целесообразно принимать, уже ориентируясь на эффект хордового кольца и БКЛ, то есть в 2023 году и позднее.
О чем сейчас я точно могу сказать, так это о том, что после 2023 года мы вплотную и очень активно займемся строительством двух новых линий метро – Бирюлевской и Рублево-Архангельской. Их запуск планируется до 2028 года.
– Однако хордовое кольцо невозможно завершить, не окончив строительство Северо-Восточной хорды. Как планируется проходить через Лосиный остров?
- Московские строители уже накопили достаточно богатый опыт строительства дорог в густо заселенном мегаполисе, где районы города разделены естественными водными преградами, железнодорожными линиями, особо охраняемыми природными территориями. Для прохождения хорды по территории Лосиного острова рассматриваем два варианта. Первый – проложить дорогу в полосе отвода железной дороги. В настоящее время здесь курсируют железнодорожные составы МЦК. По нашим оценкам, размещение там автомобильной магистрали не окажет отрицательного влияния на экологию Лосиного острова.
Второй вариант – проложить магистраль в тоннеле. Это более затратный вариант, но с точки зрения инженерных решений его реализация вполне возможна, в Москве подобные проекты уже реализовывались.
В любом случае, мы примем самое оптимальное решение, чтобы не нанести ущерб окружающей среде.
– Чтобы закончить с перспективами развития метро. Сравнимая московское метро с метро в других мегаполисах, эксперты часто обращают внимание на то, что расстояния между станциями там гораздо меньше, чем в столице России, и городская ткань более насыщена точками для пересадки. Есть в Москве возможности для строительства новых пересадочных станций в центральной части города?
– Разместить новые станции метро на уже существующих линиях без их кратковременного закрытия просто невозможно. А если закрыть хотя бы одну из действующих веток, то мы устроим в городе транспортный коллапс, нарушится вся система пассажирских перевозок. Поэтому реальные технические и экономические перспективы для развития метро в Москве - прокладывать новые ветки от Большой кольцевой линию метро, или продолжать существующие ветки в окраинные районы.
Ольга Набатникова
ИСТОЧНИК: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы